Методическая копилка





УРОК-ПРЕЗЕНТАЦИЯ
«Творчество Василия Макаровича Шукшина»

ЦЕЛЬ УРОКА: Знакомство с творчеством В.М. Шукшина, писателя, драматурга, артиста. Привитие интереса к его творчеству, желание заинтересовать его творчеством окружающих.
ОБОРУДОВАНИЕ: Портреты Шукшина, фотовыставка с видами села Сростки, родных В.М. Шукшина, выставка книг. Уголок деревенской избы. Цветные карандаши, плотная бумага, музыка, отрывок из кинофильма "Калина красная"

ЭПИГРАФ:
Василий Макарович Шукшин вспыхнул на горизонте культуры ослепительно чистой, яркой звездой, прямо-таки сказочной россыпью дарований. Писатель, романист и драматург, режиссер больших народных полотен, удивительный, неповторимый артист, умеющий в самой обыденной интонации сказать такую необходимую правду о простом человеке, что миллионы сердец… замирали в едином порыве. Василию Шукшину было дано такое счастье.      
(П. Проскурин)
(На фоне музыки  учитель рассказывает стихотворение "Разметалось…")
Разметалось село в предгорьях,
Где Катунь расплескалась светло,
Знало вдоволь и лиха, и горя.
Стародавнее это сёло.

Край сибирский.
Пейзаж неброский.
Бьет в берег Катуни волна.
Знает каждый в России, что Сростки -
Это родина Шукшина.

Учитель: Сегодня у нас необычный урок. Урок презентация творчества знаменитого писателя, своеобразного драматурга, удивительного артиста В. М. Шукшина.
Очень хочу,  чтобы вы заинтересовались творчеством этого разносторонне одарённого человека и не ушли с сегодняшнего урока равнодушными.
ПЛАН УРОКА:
1.      Биографическая справка.
2.      Рассказ "Дядя Ермолай"
3.      Рассказ "Сельские жители"
4.      Киноповесть "Калина красная"
5.      Презентация рекламных рисунков.

(Ученик в роли Дяди Ермолая, рассказывает биографию писателя и о своём герое дяде Ермолае)

Ученик: Здравствуйте, я дядя Ермолай, герой одноимённого рассказа В.М. Шукшина. Я хочу рассказать о своём авторе. Ученик: Василий Макарович Шукшин родился 25 июля 1929 года в Сибири в
селе Сростки. Фамилия его происходит от слова "шукша", что значит "волокна, остающиеся от трепания и чесания льна". Мальчику было три года, когда отец его. Макар, был арестован и уничтожен как кулак, враг народа. И осталась мать с Василием и малюткой-дочкой Наташей одна, и пришлось мальчику с шести лет работать в колхозе. А в 1942 году (военное лихое время) пришла в семью новая беда: корова Райка забрела на чужой двор, пристроилась к стогу сена и кто-то проколол ей брюхо вилами. Погибла корова, кормилица семьи, пришла в дом нищета. На некоторое время семья переезжает в город. Из воспоминаний Василия Макаровича..
"Город напугал меня. Очень много людей, все куда-то спешат. И никто друг друга не знает. Это был большой, новый, неизведанный мир. Увидел высокую каланчу - решил стать пожарным, потом мне захотелось стать матросом и плавать на пароходе, а еще - шофером, чтобы проехать по мосту. А когда побывал на базаре, то окончательно решил стать... жуликом. Мне показалось, что в таком скопище людей и при таком обилии всякого добра здесь гораздо легче своровать арбуз, чем у нас в селе. Уголовного кодекса я тогда не знал..." Дядя Ермолай: Семья возвращается в деревню. Пятнадцатилетним подростком Василий приезжает в Бийск, там сперва пытается учиться на бухгалтера, потом - в автомобильном техникуме. Но не было у подростка желания и способностей ни заниматься автоделом, ни бухгалтерией. Зато он очень много читал с детства, и втайне писал стихи, а к концу войны (ему было тогда 16 лет) писал небольшие юмористические рассказы, анекдоты из деревенской жизни. В печать их не принимали. В поисках работы Шукшин переезжает из города в город. Был он и разнорабочим, и учеником маляра, и грузчиком, и слесарем; работал на стройке, на восстановлении железных дорог. В 1949 году его призвали в армию, но из-за болезни - язвы желудка - освободили от службы досрочно. Подлечившись дома мамиными травами, Шукшин сдает экстерном экзамены в школе, чтобы получить аттестат зрелости, а затем некоторое время работает учителем: Воспоминания:"Учитель я был, честно говоря, неважнецкий, без специального образования, без опыта, но не могу и теперь забыть, как хорошо, как благодарно смотрели на меня наработавшиеся за день парни и девушки, когда мне удавалось рассказать им что-нибудь важное и интересное. Я любил их в такие минуты, я делал хорошее, настоящее дело..." Дядя Ермолай: А затем, получив материнское благословение и деньги, вырученные за продажу телки, Василий отправляется в Москву - учиться дальше. Прием в Литературный институт, куда он хотел поступать, был уже закончен, к тому же не было опубликованных произведений. И он подает документы во ВГИК (Всесоюзный государственный институт кинематографии), где и учится потом в классе известного кинорежиссера Михаила Ромма. Работа над заданиями в институте, необходимость ставить живые жанровые сценки, этюды, послужила толчком, который помог стать Василию Шукшину писателем - мастером ярких, коротких, интересных рассказов. Писал Шукшин о том, что хорошо знал, что пережил сам. Рассказы его, собранные вместе, соединяются в умный, правдивый, порою смешной, но чаще глубоко драматичный, грустный рассказ о русском мужике. Его герои - шоферы, сторожа, колхозники, паромщики, шорники. Страна узнала себя в его героях и полюбила. Сюжет рассказа обо мне прост. Двое ребят работали со мной в одной бригаде, надвигалась гроза, пришлось вернуться на бригадный стан. И вечером я послал Ваську и Гришку покараулить ток. Но они в жуткую грозовую ночь до тока не дошли, сбились с пути и переночевали в первой попавшей скирде. А мне сказали, что были на току. А я сам был на току, но их там не видел. Но не признались и всё. Но много-много лет спустя один из них пришёл на кладбище и поминал родных, потянул и меня: простого, вечного труженика, доброго, честного, как и все мои односельчане. Вот такой рассказ. Причём автор так и не пояснил, почему я отправился на ток, ребят ли хотел проверить или беспокоился о них? Он очень надеялся на чуткость душевную читателя и был убежден, что незачем навязывать людям свои нравственные оценки происходящего, если эти оценки следуют из художественного смысла рассказа, повести, киносценария. Вот такой он мой автор.

Учитель: Во всех этих рассказах проглядывает человеческая душа с ее повседневными заботами, тревогами, печалями, радостями.
-         О чём хотел напомнить читателю В. М. Шукшин рассказом "Дядя Ермолай"?
-        
Учитель:  А сейчас посмотрите инсценировку рассказа "Сельские жители" и подумайте над вопросом:
- Как относится автор к героям рассказа?
( инсценировка рассказа "Сельские жители")
У выставки книг Василия Макаровича
Учитель:  В. М. Оставил после себя много рассказов, повестей. Тематика их разнообразна.

(Краткая аннотация некоторых книг  подготовленными  учениками)

 Учитель:  По сценариям В.М. Шукшина были сняты фильмы «Конец Любавиных», Живёт такой парень», «Печки- лавочки» и др. В некоторых из них Шукшин снимался сам. Например, в фильме «Калина красная».
(Рассказ ученика о киноповести «Калина красная»)

Ученик; В своих произведениях Шукшин-художник всматривался в человека с надеждой открыть в нём не только движение души к истине, но такие силы и волю к борьбе за себя. Об этом киноповесть «Калина Красная», о которой я хочу рассказать. (по книге, взяв в руки) написана в 1974 г. Сюжет повести прост. Освобождается от тюрьмы вор-рецидивист Егор Прокудин по кличку Горе. Это человек с незаурядным характером. Он едет к Любе Бойкаловй, с которой познакомился по письмам. Люба живёт в тех местах, откуда родом сам Егор. Приёзжая к Любе, Егор встречает доверие, сочувствие, нравственную поддержку, которые попали на благодатную почву и самое главное - вовремя. Но в свою очередь доверие и понимание пробуждает в Егоре глубокое чувство личной вины за то, что когда-то его жизнь потекла по законам ложным, неестественным. И вот Егор вступает в новую жизнь, работает в колхозе, но старые дружки находят его и здесь. А когда они понимают, что Егор не вернётся к прошлой жизни, убивают его. По сценарию повести был снят фильм « Калина Красная» - последний и лучший фильм Шукшина, вышедший за год до его смерти. В главной роли снялся сам Василий Макарович.

Учитель: Давайте посмотрим эпизод из этого фильма и подумайте над вопросом :
- Чем важен этот эпизод для понятия характера края?

( просмотр эпизода "Егор Проскудин во время разговора с берёзками")

Учитель: В.М. Шукшин  прожил  очень мало. Судьба отпустила ему только 45 лет. Он умер на съёмках фильма “Они сражались за родину”, не выдержало сердце.

(Ученик читает стихотворение Н. Вознесенского “Хоронила Москва Шукшина”)
Хоронила Москва Шукшина,
Хоронила художника, то есть
Хоронила Москва мужика
И активную совесть.

Он лежал под цветами на треть,
Недоступный отныне.
Он свою удивленную смерть
Предсказал всенародно в картине.

В каждом городе он лежал
На отвесных российских простынках.

Называлось - не кинозал -

Просто каждый пришел и простился.

Он сегодняшним дням - как двойник.
Когда зябко курил он чинарик,
Также зябла, подняв воротник,
Вся страна в поездах и на нарах.

Он хозяйственно понимал
Край, как дом, где березы и хвойники.
Занавесить бы черным Байкал,
Словно зеркало в доме покойника.

У видов села Сростки.
Учитель: Нет с нами писателя Шукшина, но остались его книги, фильмы, которые заставляют задуматься какие мы, что с нами происходит. Они воспитывают в нас человека, предлагают задуматься о себе, о жизни.
  Осталась память об этом удивительном человеке. Неслучайно с февраля нынешнего года родное село Василия Макаровича, Сростки, объявлено заповедной зоной.

Учитель: Вернёмся к эпиграфу. Согласны ли вы с высказыванием П. Проскурина о Шукшине?

Презентация рекламных рисунков.
  А теперь подумайте и представьте,  что вам нужно прорекламировать творчество Шукшина. Придумайте рекламу или отдельному произведению, или творчеству в целом.
(Учащиеся объединяются в группы по 4 человека и выполняют работу)
Анализ рекламы.
ИТОГ УРОКА: … Д/З. Прочитать рассказы Шукшина «Чудик, «Срезал» и написать мини- сочинение: «О чём меня заставили задуматься произведения Шукшина»


Конспект  открытого урока по русскому языку в 6 классе

Тема урока
«Правописание  НЕ с именами прилагательными»

Цели урока:

-познакомить с орфограммой «правописание не с именами прилагательными
-создать организационные и содержательные условия для развития у учащихся критического мышления 
-прививать интерес к изучению русского языка

Оборудование :

Учебник «Русский язык 6 класс» Москва «Просвещение»2007г, тетради, ручки ,карандаш , линейка.

Эпиграф:

Частица НЕ с приставкой НЕ
Играют с нами в прятки ,
Раздельно или слитно нам
Их написать в тетрадке?
Ход урока

1Синтаксическая пятиминутка
Методика «Я считаю»
-Какой раздел науки о языке мы изучаем?
-Что изучает морфология ?
-Какая часть речи изучается ?
Я считаю :
-По значению прилагательные делятся на 2 разряда …………….
-Качественные прилагательные обозначают такой признак , который может проявляться в предмете в большей или меньшей степени …………………
-Относительные прилагательные имеют степени сравнения……………….
-Простая сравнительная степень образуется при помощи суффикса ше….
-Превосходная составная степень представляет собой сочетание слов более и начальной формы имени прилагательного ……………………………….
-Притяжательные прилагательные могут употребляться в значении качественных.

2Посмотрите на эпиграф к уроку и догадайтесь , о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?
Чем может быть НЕ в слове ?
Что мы знаем о правописании НЕ со  словами ?(обменяйтесь мнением с соседом , в группе….)

Начертите таблицу
З(наю)
Х(очу знать)
У(знал)
не решил
(не)ряшливый
неряшливый
невежа
(не)правдивый ,а лживый
не правдивый ,а лживый
неволя
совсем (не)интересный
совсем не интересный
не воля ,а рабство
(не)глубокий
неглубокий
негодовать




Запишем в первую графу таблицы все , что мы знаем по теме.
Все ли случаи написания с НЕ  у нас омечены?
3Чтение с пометками
(учащиеся работают с карточками №1, над словами, правописание которых им известно , ставят знак +, над незнакомым правописанием -?)
Проверка . Назовите слова ,правописание которых вам известно. Над какими словами вы поставили? Запишем эти слова во2 столбик нашей таблицы.

Посмотрите внимательно и скажите , к какой части речи относятся эти слова?
Сформулируем тему сегодняшнего урока и запишем ее в тетрадь
Постановка целей урока .
О написании каких слов вы догадались? Почему? Где мы можем узнать о правописании остальных слов ?
Чтение текста параграфа 54 страница 128       Почему вы догадались о написании некоторых прилагательных?
Что общее в  написании  НЕ с существительными и прилагательными и в чем различие ?


Состаление  образца рассуждения

Имя существительное                                                        имя прилагательное
Пишу слитно
Без не не употребляется
Можно заменить синонимом без не

Пишу раздельно
Есть противопоставление с союзом а

Пишу раздельно
Если к прилагательному относятся слова
Ничуть не , нисколько не ,вовсе не и др.
Ко всем ли разрядам имен прилагательных применимо это правило?

Закрепление  упражнение 305 страница 129 (устно)  р/р  невзрачный

Итог урока
Что нового узнали на уроке , что показалось самым интересным , необычным?

Д/З параграф 54 ,правило всем , по выбору : 1 упр 307 . 2составить словарный диктант 15-20 слов на изученную орфограмму, 3 написать мини- сочинение «Приход зимы», употребив прилагательные с не 
Рефлексия (работа по карточкам)


приложения


  1  (Не)вежда ,     ( не)вежа ;     ( не )друг , а враг;       (не)ряшливый ;(не)уверенность;

     (      (не  )правда ;     (не)счастье ,а горе ;     (не)правдивый ,а лживый;    (не)друг;      (не)счастье;

(не)воля  ;  совсем  (не)интересный  ;  (не)приятель ;  (не)веселье ,а  грусть;(не)глубокий

2
1Раскрыть скобки
(Не)брежное выполнение      (не)добросовестное отношение ,  (не)добрый взгляд,   (не)громкий , а тихий стук, совсем (не)интересный рассказ, (не)далекий человек,    (не)внимательный ученик, (не)высокое дерево, (не)близкий , а далекий город, (не)широкая река.
2Раскрыть скобки, подчеркнуть прилагательные ,образовать от них степени сравнения
(Не)торопливый и рассудительный Скрипников привел бригаду за собой.
3Составить словосочетания со словами (не)интересный , (не)брежный.      



Урок литературы в 7 классе
 
Тема: Мы в ответе за тех, кого приручили (по рассказу Л.Андреева «Кусака»)
Цель: Закрепить умения учащихся анализировать произведения, обучать ведению диалога-рассуждения, воспитывать потребность оберегать и защищать всё живое на земле.
Оборудование: Портрет Л. Андреева, музыкальное сопровождение Вивальди «Времена года».


                                                                                      Эпиграф:

                                                                       Всё живое на земле имеет одну
                                                                       и ту же душу, всё
                                                                       живое страдает одними
                                                                       и теми же страданиями.

                                                                                                      (Л. Андреев)

Ход урока.
Учащиеся рассажены группами (3 по 4 человека)

-Посмотрите на эпиграф к сегодняшнему уроку и скажите, как вы понимаете слова писателя Л. Андреева? Согласны ли вы с ним?
-А сейчас подумайте и скажите, что на ваш взгляд будет темой сегодняшнего урока?
-Открывается надпись на доске со словами темы урока. Поясняю, что это слова из повести писателя-                                А. дэ Сент Экзюпери «Маленький принц»
А теперь подумайте и скажите, какие цели вы поставите на сегодняшнем уроке?

А я вам предлагаю следующие цели урока: Задуматься о взаимоотношениях людей и животных, об ответственности за тех, кого мы приручаем, попробовать разобраться в человеческих поступках и поступках своих товарищей, уметь правильно излагать свои мысли и выслушивать мнение товарищей.
-Итак, рассказ «Кусака» написал Л. Андреев.
Дополните предложения.
-Л.Андреев писатель, который………….
-Он любил…………….
-Л.Андреев помогал…………
-Я знаю такие рассказы Андреева……………..
А сейчас вспомните, что вы чувствовали, когда читали рассказ «Кусака»
-Какова композиция рассказа?
-Кто является главным героем рассказа?
-В какой период жизни мы встречаемся с собакой? Как звали её начале рассказа? Почему?
-Какой предстаёт собака в начале рассказа?
Выпишите из первой главы ключевые слова, которые характеризуют собаку.
(работа в группах)
(учащиеся выписывают слова и делают вывод о том, что собака озлобленная и не доверяет людям)
-Где же собака нашла пристанище?
-Зачитайте описание  пейзажа в конце первой части. Каким настроением он пронизан? Какие выразительные средства использует автор?
-Что изменилось в жизни собаки весной?
Пересказать близко к тексту  эпизод знакомства собаки с дачниками.
-Почему автор называет слово «Кусака» не кличкой, а именем?
-Как вы понимаете слова, всей своей собачьей душой расцвела «Кусака»?
                                                     Какой это литературный приём?
Выпишите из третьей части ключевые слова, показывающие, какой стала собака? (учащиеся сравнивают записи и отмечают, что собака изменилась внешне ,но страх не выпарился из неё до конца)
-Почему же страх не выпарился из неё до конца?
Найдите и зачитайте отрывок из третьей главы, в котором говорится о том, как дети играли с собакой.
Посовещайтесь и скажите, о чём могла быть мольба собаки?
-А сейчас зачитаем описание пейзажа четвёртой главы. Сравнить с описанием пейзажа в первой главе и ответить на вопрос, для чего автор вводит этот пейзаж?
-Какая же беда подстерегала собаку?
Чтение в лицах «Разговор Лели и матери»
-Почему не заплакала Леля?
-Как она простилась с собакой?

Работа в группах.

Подумайте и ответьте на вопрос. Какая же Леля и как бы вы поступили на её месте?
Сейчас внимательно послушайте пятую часть. Какие иллюстрации вы могли бы нарисовать к этой части?
-Что же ожидает Кусаку в будущем?
-Ещё раз посмотрите на эпиграф. Прав ли Автор?

                                             Работа в группах.
-О чём я задумался после сегодняшнего урока?
-Итог урока. Оценка. Что понравилось?
Домашнее задание:

Написать мини-сочинение «Мои мысли после прочтения рассказа Кусака»
Карточки-помощницы
1.Что понравилось в рассказе?
2.Как бы я поступил(а) на месте Лели?
3.Как нужно относиться к животным?